• Присоединяйтесь к нам:

Отчеты путешественников

Лаос

Каменные кувшины Лаоса.

   Наша планета хранит еще много загадок, которые не в силах разгадать современные историки. По всему Лаосу разбросаны скопления огромных каменных кувшинов неизвестные по назначению и способу производства. Загадочности добавляет то, что поблизости нет того материала, из которого они изготовлены.
                 
          
   Лаос не изобилует туристическими достопримечательностями. Немного древних буддистских храмов, да слава одной из сторон «Золотого треугольника». Очень много воспоминаний об индокитайской войне в виде заборов из снарядов и авиационных бомб, да ложки в придорожных кафе, отлитые из фюзеляжей сбитых американских самолетов. Узкие извилистые горные дороги, по обочинам которых стоят соломенные хижины, больше похожие на сараи. Жители горного Лаоса живут своей замкнутой жизнью. Встретить человека с АК-47 китайского производства за спиной, обычное дело.
      
          
   Сложно сказать, сколько на территории Лаоса обнаружено огромных каменных «кувшинов», но для посещения туристов открыты только три места скоплений. Все они находятся в провинции Пхонсаван. На дорожных указателях они обозначены как сайты. Так мы и будем их называть. Первый сайт расположен всего в нескольких километрах от города. На возвышенности разбросаны десятки каменных кувшинов впечатляющих размеров. Кажется, что у каких-то сказочных великанов здесь была серьезная вечеринка. Трехметровые каменные горшки правильной формы. Словно выточенные на токарном станке. К сожалению, многие экземпляры серьезно пострадали от американских бомбежек времен индокитайской войны.
                    
          
   Все плато первого сайта покрыто бомбовыми воронками. Здесь находится огромная пещера, где во время войны располагался штаб армии. Конечно же, это было главной целью авиационных налетов. По счастливой случайности, пещера совершенно не пострадала, но много каменных кувшинов оказалось расколотыми или, вообще, уничтоженными. Археологи датируют эти древние артефакты вторым тысячелетием до нашей эры. Тем более обидно, что просуществовав четыре тысячи лет, удивительные изделия так бессмысленно уничтожались. Сегодня, у каждого каменного кувшина есть свой инвентарный номер, и они бережно охраняются государством.
       
          
   Высказываются различные версии о назначении этих артефактов. Но, вряд ли, какая-то из них отражает реальное положение вещей. Считается, что эти кувшины использовались для хранения воды и продуктов на пересечении караванных путей. Но в связи с этим возникает сразу несколько вопросов. Зачем усталому каравану взбираться на ночевку в гору, если в низине больше шансов найти воду. Да и с дровами попроще. Кроме того, кувшины нужно было постоянно пополнять запасами. Но если бы только это. Материала, из которого изготовлены кувшины, поблизости не обнаружено. А тащить за несколько десятков километров изделие в несколько тонн весом, удовольствие более чем сомнительное.
              
          
   Вероятно, в те далекие времена у каждого кувшина была своя крышка. Но до сегодняшних дней сохранились только редкие экземпляры. Они тоже добавляют загадок. На одних изображен рисунок, напоминающий концентрические окружности карты легендарной Атлантиды. На других – фигурки людей. Что же они должны были означать, никому не ведомо. Кроме того, рисунки выполнены в виде барельефа. Для их изготовления приходилось стесывать большие объемы материала.
           
          
   На втором сайте, километрах в тридцати от города, каменные кувшины немного отличаются от тех, что вы увидите на первом сайте. У них уже не такие правильные формы. И похожи не столько на горшки, с сужающимся горлышком, сколько на стаканы. Их внешний диаметр около метра, а внутренний – семьдесят сантиметров. При трехметровой длине, внутренняя выборка сделана только до середины. Их вес около четырех с половиной тонн. Вероятно, для привлечения туристов и придания зрелищности, на втором сайте есть дерево, проросшее сквозь кувшин. Конечно же, мощные корни разрушили древний артефакт.
                 
         
   Путешествуя по Лаосу, нужно соблюдать определенные правила. Ходить следует только по огражденным дорожкам. После индокитайской войны в джунглях осталось еще очень много смертоносного металла. Но это не пугает людей, желающих прикоснуться к тайнам древних цивилизаций.
  

Экзотическая кухня Лаоса.

  Чтобы увидеть удивительные вещи, совсем не обязательно ехать вглубь страны, подниматься в горные районы или забираться в глухие деревушки. Немало экзотики можно встретить во Вьентьяне – столице Лаоса. Иногда просто достаточно зайти на городской рынок или пройти по улице.
      
          
  Если вы хотите узнать побольше о стране и народе ее населяющим, достаточно попасть на городской рынок. Во все времена рынки были центром общественной жизни. Здесь зачитывались указы правителей, отсюда расходились последние новости, сюда приходили странствующие купцы. Может быть, по принципу городских рынков и организовывались огромные торгово-развлекательные центры, где в одном месте можно найти множество разнообразных услуг и товаров. Именно таким и является Утренний рынок (Morning market) в столице Лаоса.
             
          
  Иногда по традиционной кухне и продуктам можно получить представление о жизни и истории страны. Лаос долгое время был французской колонией. Но памятью об этом событии остались только длинные тонкие хрустящие булки. Может даже показаться, что это традиционная лаосская еда. На рынке стоят целые ряды с разложенными на прилавках аппетитными багетами. Их, конечно, покупают и как просто булки, но особой популярность пользуются сэндвичи из них. Виртуозное мастерство продавцов доведено до совершенства. У них, практически, нет ни минуты для перерыва. Подходят все новые и новые покупатели. Чтобы ускорить процесс у некоторых продавцов есть несколько помощников. Обычно это члены его семьи. Кто-то занят только тем, что разрезает булки вдоль, и складывает их горкой. Кто-то нарезает начинку. Продавцу остается только намазать внутри майонезом, каким-то паштетом, заложить внутрь тонко нарезанную соломкой папайю, зелень, кусочки мяса, присыпать сверху какой-то распушенной смесью и полить сверху приправами. Все занимает несколько секунд. Очень вкусно и питательно. Но это для тех, кто привык к европейской кухне. Любители экзотики могут пройти по рынку немного дальше.
                
          
  В корзинках у продавцов лежат груды колечек, свитых из лозы, на которых нанизаны какие-то странные полосочки. Видно, что они обжаривались в кипящем масле. После настойчивых расспросов удается выяснить, что это кусочки мяса. Местные жители их едят с рисом. Клейкий рис достается из небольших плетеных корзинок, сминается в руке, и используется как хлеб. По местным меркам этот мясной деликатес довольно дорогой.
          
         
  На соседнем прилавке можно увидеть большие плошки с жаренными насекомыми. Какие-то толстые личинки с маслянистыми боками, кузнечики. Сложно сказать, какой оригинальный вкус у этой еды, но все определяется приправами и маслом, в которой ее жарили. В странах Юго-Восточной Азии насекомых стали применять в пищу не от хорошей жизни. Они являются источником белка, которого так не хватает людям этого региона. Раньше настоящее мясо себе могли позволить немногие, а сейчас это, скорее, дань традиции.
              
          
  На рядах с домашней живностью можно увидеть завязанные квакающие мешки. В них, действительно, лягушки. Вероятно, мешок развязывают только после покупки. Продавцы старательно не понимают вас, и не желают показать товар лицом. Хотя, может, они, действительно, вас не понимают. В Лаосе в пищу идет любая живность. Не брезгуют и крысами на гриле. У каждого товара есть свой покупатель. И если продается что-то очень экзотическое, значит, это пользуется спросом. Жареные утиные лапки, маленькие птички, то ли перепела, то ли голуби. Встречаются и летучие мыши.
        
         
  Какой же восточный рынок без общения. Вдоль забора расположились гадалки с картами. Как ни странно, но это не цыганки. Видимо, в Лаосе хватает своих специалистов широкого профиля. Здешние гадалки в совершенстве владеют обычными картами и картами таро. Можно попытаться узнать свою судьбу, но без знания лаосского языка у вас это вряд ли получится.

  В любой стране посещение местного рынка превращается в увлекательное приключение. Но рынок нужно выбирать рассчитанный на здешних жителей, а не на туристов. Только там можно ощутить настоящий колорит.
  
 
Триумфальная арка Патусай.

   Немногим более пятидесяти лет французской колонизации оставили свой небольшой отпечаток в культуре Лаоса. Но, наверное, это один из тех редких случаев, когда колонизация была благом. Только благодаря ей Лаос сохранился, как самостоятельное государство, а его жители сохранили свой этнос.
         
         
  Последняя индокитайская война была очень тяжелым испытанием для всех жителей Юго-Восточной Азии. Большие потери понес и Лаос. В его джунглях до сих пор осталось немало смертоносного металла. Непонятно почему, но в Лаосе почти не встретишь памятников павшим воинам. Зато во Вьентьяне в их честь поставлена арка Патусай. Она создана в память о всех погибших воинах Лаоса. Ее прототипом послужила парижская Триумфальная арка. Но на этом, пожалуй, все сходство и заканчивается.
      
         
  Арка Патусай стоит на Авеню Ланг Санг, напротив Президентского дворца Хор Кхам. Широкая улица, как бы, связывает эти два архитектурных объекта. Первым названием Арки было Анусавари. Наверное, оно больше соответствовало замыслу сооружения, и переводилось как «память». Но в 1975 году название было заменено на Патусай. Дословно можно перевести как «ворота победы». Арка Патусай спроектирована в традиционном лаосском стиле. По верхнему периметру выполнен барельеф в виде лепестков лотоса. Выше находится смотровая площадка с четырьмя башнями по углам. В центре – пятая башня, внутри которой находится винтовая лестница, ведущая к самой высокой точке обзора. В сечении Арка представляет собой квадрат с воротами на четыре стороны.
        
          
  Издалека Патусай производит величественное впечатление. Своды ворот украшены мифологическими барельефами. Здесь нет привычной воинской атрибутики. Внутреннее убранство, скорее, похоже на храмовую роспись. Входы охраняют сказочные киннари – полуженщины, полуптицы. В углах потолка лица, вероятно, воинов в масках. Некоторые выглядят довольно забавно. Центральная часть посвящена каким-то мифическим персонажам. Везде карнизы в виде барельефов, изображающие традиционные лаосские орнаменты.
                 
 Наверх ведут лестницы в углах Арки. Точнее, одна открыта для входа, а другая для выхода. На втором этаже, говорят, раньше находился небольшой военный музей, но сейчас там сувенирный рынок. Много изделий из серебра и монет колониального периода. На стенах висят флаги Лаоса и коммунистической партии. Центральная часть потолка опирается на четыре колонны. Очень много лепнины. Здесь можно немного побродить, но лучше подняться выше на уровень смотровой площадки. Там тоже расположились сувенирные прилавки с точно таким же ассортиментом.




















             
          
  Со смотровой площадки открываются виды на город. Во Вьентьяне почти нет высотных зданий, поэтому панорама простирается до самого горизонта. Сквозь зелень деревьев поблескивают золотом элементы буддистских храмов. Оказывается, в столице Лаоса очень много храмовых комплексов, которые стоит посетить. Они не отличаются солидным возрастом, зато поражают своим убранством. Наиболее впечатляющие виды на Авеню Ланг Санг. Там, вдалеке, стоит Дворец Хор Кхан. С другой стороны арки раскинулся небольшой парк с фонтанами. Рядом находятся государственные здания. Вход туда закрыт, но сверху хорошо видна их ухоженная территория со скульптурами слонов у главного крыльца.
       
          
  По винтовой лестнице, расположенной в центре зала, можно подняться на самую высокую обзорную точку Арки Патусай. Сквозь зарешеченные окна открываются те же виды, но с более высокого уровня. Эти несколько метров реально ощущаются. Отсюда можно для себя отметить новые объекты, которые стоит посетить. Например, храм с Буддой, восседающим на высокой башне. Он хорошо просматривается сквозь зелень деревьев.
           
         
  С наступлением темноты включаются прожектора, подсвечивающие Арку. Барельефы четче выделяются за счет игры света и тени. Громада Патусай возвышается на фоне ночного неба. Ощущается все ее величие, но при этом не чувствуется ее подавляющей тяжести. К этой Арке можно приходить в любое время суток, и она каждый раз будет восприниматься по-разному. Возможно, на время посещения Вьентьяна это станет вашим излюбленным местом. 
   
 
Храм Phat Tich.

  Если подняться на Арку Победы Патусай, то с обзорной площадки можно увидеть за деревьями высокую пагоду, похожую на этажерку, с восседающим на вершине Буддой. Возможно, этот храм не включен в популярные туристические маршруты, но зайти туда стоит. Иногда необходимо себя баловать подобными незапланированными экскурсиями.
      
          
  Пагода Phat Tich стоит в окружении государственных учреждений и больших буддистских храмов, занимающих целые кварталы. На их фоне эта пагода кажется совсем крошечной. Если бы она не была такой высокой, то ее можно было бы и не заметить. От улицы храм Phat Tich отделяет небольшой дворик. В нем под деревом Бо фигура сидящего Будды. Больше ничего не говорит о присутствии здесь храма. Только скромная надпись над входной аркой. Все самое удивительное начинается, если пройти через дворик, и войти в следующие ворота.
           
         
  Справа у входа стоят две ступы. Наверное, от размера и расположения ступы зависит статус похороненного в ней. На этих висят фотографии здешних священнослужителей. Людей в храме почти нет. К посетителям относятся вполне лояльно. Можно в одиночестве побродить по территории храма и молельным залам. Перед главным входом под деревом Бо сидит Будда в окружении своих учеников. Поражает обилие золотой росписи. Храм Phat Tich чем-то похож на храм 10 000 Будд в Гонконге. Вдоль стен главного зала сидят золотые фигуры. Стены покрыты панелями с маленькими изображениями Будды. Их может, здесь и не десять тысяч, но очень много. Перед золотой фигурой большого Будды расставлены подношения. Рядом на возвышении скульптура монаха в натуральную величину. Она сделана настолько реалистично, что кажется живым человеком, застывшим в медитации.
            
          
  На второй этаж ведет лестница с драконами. У входа висят вытянутый колокол с деревянной колотушкой на цепях. Один из ее концов обит резиной. Она работает по принципу древнего тарана. Оттянув на цепях, ударную часть колотушки опускают на поверхность колокола. Мелодичный гул слышен далеко. Все двери храма поражают своей резьбой. 
               
         
  Нельзя сказать, что пагода Phat Tich выполнена в традиционном лаосском стиле. Скорее, это смешение с вьетнамским. Так исторически сложилось, что на территории Лаоса проживает много вьетнамцев. И даже надпись над входом во двор храма сделана на вьетнамском языке. Второй этаж еще больше поражает золотом и росписями. На стенах полуженщины-полуптицы соседствуют с драконами. Высокие потолки покрыты красивыми рисунками. В этом храме, вообще, пришлось немало потрудиться художникам.
           
           
  Со второго этажа лестница ведет еще выше. Там на небольшой площадке стоит еще одна фигура сидящего Будды. Вся пагода напоминает этажерку. С третьего этажа можно подняться выше, оттуда еще выше. Постепенно начинаешь сбиваться со счета, сколько этажей пройдено. На каждом сидит Будда. Всего для посетителей семь этажей. На восьмом только большой Будда под зонтиком. Но там совсем нет свободного места. Даже лестница туда используется приставная. Но ее приносят, наверное, только для обслуживания статуи.
       
          
  Со второго этажа можно по переходу попасть в другие помещения храма. Сюда посетители приходят реже. У них и назначение другое. В одном из залов в стеклянных шкафах стоят небольшие керамические урны с прахом. Сюда тоже приносят подношения и ставят ароматические палочки. В другом зале можно увидеть сложенные в углу карнавальные костюмы. Их используют в храмовых праздниках. Знаменитые танцы драконов.
              
  Большое количество лестниц и переходов, смена интерьеров и залов создают впечатление огромного количества информации. Каждый шаг приносит что-то новое. Поэтому, тем более удивительно, как на таком маленьком участке земли разместилось так много интересного и необычного. Кажется, что вы ненадолго попадаете совершенно в другой мир, где можно побыть один на один с собой. Здесь везде вас сопровождает только Будда.






















       
   
Храм Wat That Foon.

  Недалеко от знаменитой Арки Победы Патусай находится буддистский храм Wat That Foon. Как и многие храмы Вьентьяна, он не включен в список туристических достопримечательностей. Наверное, потому, что вход туда бесплатный. Но посетить это место стоит.
          
         
  С обзорной площадки Арки Патусай открывается вид на город. Рядом с ней на целый квартал раскинулся храм Wat That Foon. Его крыши и золотые шпили словно прорастают сквозь зеленый ковер листвы. Невозможно себе отказать в удовольствии посмотреть на такую красоту вблизи. Для этого нужно только спуститься с Арки и перейти через дорогу.
          
             
  Храм Wat That Foon относительно новый. Был построен в прошлом веке. Но строительство продолжается и сегодня. Мастера на проволочные каркасы закрепляют металлическую сетку. Потом сверху будет наноситься цементный раствор, и у входа в одно из зданий храмового комплекса появятся удивительные мифологические скульптуры. Строительство ведется по современным технологиям, широко применяя монолитные конструкции. Это видно только во время проведения работ. После конечной отделки перед нами предстают восхитительные храмы в лаосском стиле. Такие же, как и храмы с многовековой историей.
          
          
  На территории Wat That Foon расположен монастырь и целый ряд зданий необходимых по канонам лаосских храмов. Можно, конечно, попытаться узнать их назначение, но это специфическая информация, и мало чем вам может пригодиться. Гораздо интересней побродить среди них, любуясь богатством отделки. В лаосских храмах новой постройки можно заметить одну интересную особенность. На камне возле каждого сооружения пишется сумма, пошедшая на его строительство. Возможно, это вид отчетности о расходовании полученных храмами средств. А, может быть, для того, чтобы посетители храма бережно относились к имуществу.
         
           
  Как и во всех лаосских храмах в Wat That Foon вдоль забора стоят ступы с захоронениями. Встречаются богато украшенные, покрытые золотой краской и переливающиеся на солнце. Но, видимо, желающих покоиться в пределах храма очень много. Поэтому для этой цели начинает использоваться и сам забор. В его секциях устроено по три ряда ниш. А с учетом того, что забор окружает целый квартал, то получается полноценное кладбище.
            
   Храм Wat That Foon известен тем, что на его территории регулярно проводятся ритуалы кремации. Хоть здесь есть и штатный крематорий, но зачастую сжигание тела проводится на большой площадке перед ним. Для людей со слабой психикой, ставших свидетелями этого ритуала, может навсегда пропасть любовь к шашлыкам. Как бы это цинично ни звучало, но во время процесса сжигания тела, вокруг распространяется точно такой же запах. На церемонии присутствуют близкие умершего и монахи. Когда угли почти догорели, их заливают водой. Потом присутствующие с помощью деревянных палочек собирают остатки несгоревших костей. Они будут потом сложены в керамическую урну и захоронены на территории храма.
          

















               
          
  Между лаосскими храмами и монастырями установлены сложившиеся связи. Зачастую они обмениваются делегациями и устраивают встречи. В каждом храме можно увидеть фотоотчеты о проведении таких мероприятий. Монахи ведут свою размеренную жизнь. У них есть свои дежурные обязанности. Наряд по кухне занимается приготовлением пищи и распределением подаяний. Как в армии коллективно и по распорядку проводится прием пищи. Проведение регламентных работ по обслуживанию территории Wat That Foon. Монашеская жизнь не увеселительная прогулка.
         
  
  Иногда в храмах можно подсмотреть интересные сюжеты. На фронтоне здания изображена золотая фигура Будды. На его плече дикие пчелы построили свои соты. А в локтевом сгибе правой руки пара индийских скворцов свила свое гнездо. Глядя на эту картину, создается впечатление, что и живая природа чувствует покровительство Будды. Братья наши меньшие сразу бы почувствовали фальшь, если бы она была. Их не обманешь. Но, наверное, из таких мелочей и складывается святость многих храмов. Таких, как удивительный Wat That Foon.    
   




















  
Великая Ступа Лаоса.

  Если «визитной карточкой» Вьентьяна можно считать Арку Патусай, то национальной святыней будет Великая Ступа Пха Тхат Луанг. Этот символ изображен на гербе Лаоса. Но интересна не только сама золотая ступа, но и окружающие ее храмы.
           
          
  Подобно звездам в Поясе Ориона, во Вьентьяне на одной улице расположились три главные достопримечательности. Президентский дворец Хор Кхам, Арка Победы Патусай и золотая ступа Пха Тхат Луанг. Их можно в таком же порядке и рассматривать, по значимости для жителей Лаоса. Самой великой национальной святыней считается Великая Ступа. В 1991 году она появилась на гербе Лаоса, заменив пятиконечную звезду, серп и молот. Первоначальный вид ступе придали в 1935 году, а последнее золотое покрытие нанесли в 1995. С тех пор, похоже, к Пха Тхат Луанг не прикасалась рука реставратора. Золотая краска местами потемнела, где-то появились небольшие трещины, кое-где повреждена штукатурка. Но Великая Ступа сохраняет свой величественный вид.
              
           
  История возникновения Пха Тхат Луанг теряется где-то в глубине веков. Каких либо точных данных найти невозможно. Археологи считают, что ступа построена после XII века. Прежде на ее месте находился кхмерский монастырь. Но легенды отодвигают время появления ступы к III веку до нашей эры. Считается, что в ней была погребена одна из грудных костей Будды. В своем нынешнем виде ступа появилась в XVI веке. Ее строительство инициировал король Сетхатхират, когда встал вопрос о переносе столицы королевства из Луангпрабанг во Вьентьян. В то время это было грандиозное сооружение, покрытое листами золота. Но соседние бирманское и сиамское королевства оказались неспокойными соседями. После военных набегов в XVIII-XIX веках Великая Ступа была разграблена и пришла в упадок.
                
  Свое второе рождение Пха Тхат Луанг получила благодаря французским реставраторам. В 1900 году была предпринята попытка воссоздать оригинальное сооружение. Но в силу каких-то причин, главный вход оказался на южной стороне стен, окружающих ступу, а не на восточной, как того требовали каноны буддизма. Эту ошибку устранили при повторной реставрации в 1931-1935 годах. Последний раз реставрационные работы производились в 1995 году в честь двадцатилетия образования Лаосской Народно-Демократической Республики. 




















       
          
  Сама Великая Ступа окружена квадратом стен с воротами с каждой стороны. Но для входа открыты только восточные и западные. Прямо напротив ворот небольшие лестницы ведут в молельные беседки. Иногда там можно застать молящихся. Лаосских буддистов можно отличить по одной особенности. Они не всегда принимают позу лотоса. Чаще можно увидеть сидящих на подвернутых в сторону ногах. Такие же позы изображены на росписях, практически, в каждом храме.
         
          
  То, что снаружи кажется стенами, на самом деле является галереей, окружающей Пха Тхат Луанг. Под ее крышей хранятся древние камни. Это фрагменты фигур Будды. Они и сейчас являются предметами поклонения. В жаркий солнечный день, обходить ступу гораздо приятней в тени галереи. Только отсюда видно всю ступу от земли до вершины шпиля. Снаружи видна только верхняя часть Пха Тхат Луанг. Перед главным входом на территорию ступы находится статуя сидящего короля Сетхатхирата. Короля, основавшего эту ступу, почитают не меньше, чем саму святыню. Из четырех храмов, которые были построены при создании Пха Тхат Луанг, до наших дней дошли только два. На территории одного из них находится огромная фигура золотого лежащего Будды.
         
          
  Может показаться, что осмотр Пха Тхат Луанг не займет много времени. Но не стоит делать поспешных выводов. Ступа находится на территории парка, где расположены два красивейших буддистских храма. Их стоит обязательно посетить. На небольшом сувенирном рынке можно найти немало интересного. Туда приходят не только туристы, но и приезжие монахи. В полнолуние двенадцатого лунного месяца возле Пха Тхат Луанг проводится фестиваль Большой Ступы.
  
   
Президентский дворец и набережная Меконга.

   Малоэтажный Вьентьян сохраняет какую-то двойственную атмосферу, передающую дух древнего и современного Лаоса. Государственные здания окружают огромные ухоженные сады и парки, достойные королей. Им не тесно в городе, протянувшегося вдоль Меконга.
   
          
  От арки Патусай Авеню Лан Санг ведет к президентскому дворцу Хор Кхам. Огромный парк резиденции занимает целый квартал. Строительство дворца началось в 1973 году. Но государственный переворот 1975 года прервал проведение строительных работ. Только спустя десять лет в 1986 году дворец Хор Кхам предстал во всей своей красе. Его двери открылись для проведения официальных встреч и церемоний. Но название «президентский дворец», не должно вводить в заблуждение. Настоящая президентская резиденция находится в пригороде Вьентьяна. К сожалению, Хор Кхам закрыт для посещения. Его великолепием можно полюбоваться только сквозь кованые решетки ворот.
            
          
  Государственные флаги, красивое здание, ухоженный парк. На территории дворца не видно ни одного человека. Во Вьентьяне, вообще, все государственные учреждения и министерства больше похожи на великолепные дворцы, чем на деловые здания. Можно себе представить, насколько роскошными были королевские резиденции. В этом одна из особенностей неповторимой атмосферы Лаоса. В сегодняшний день перенесены традиции древнего королевства. Все также здесь неторопливо течет жизнь.
          
           
  От главного входа в президентский дворец можно повернуть в любую сторону, и, обойдя парк, выйти на набережную Меконга. Может быть, название набережной слишком претензионное. Потому что от насыпи дороги до водной глади Меконга несколько сотен метров, покрытых тростником и камышом. Лаосский берег очень пологий. Но чтобы речные воды смогли его залить, Меконг должен быть очень полноводным.
        
          
  Вдоль реки проходит дорога. Но она очень быстро может быть превращена в пешеходную зону. Возле перекрестка стоит раздвижная перегородка, которая отсекает набережную. Многие лаосцы по вечерам, когда спадет жара, приходят на пробежку вдоль Меконга. Набережная протянулась на несколько километров. Со стороны реки напротив президентского дворца Хор Кхам стоит статуя короля Сетхатхирата. Это был выдающийся политический деятель XVI века. Ему удалось противостоять нападениям бирманцев, в то время как соседние тайские королевства Ланна и Аютия пали под натиском захватчиков. В 1572 году тридцати восьмилетний король был убит заговорщиками. Это стало началом падения Лаоса. Через два года после смерти короля страна оказалась под властью бирманцев.
      
          
  У королевской статуи всегда есть люди. Для лаосцев это не просто памятник выдающемуся политическому деятелю. Его можно сравнить с храмом под открытым небом. Кто-то приходит поставить к подножью памятника цветы лотоса и ароматические палочки, кто-то просто постоять в молчании. Подношения можно приобрести тут же. К услугам лаосцев всегда здесь присутствуют местные фотографы. Для них главным критерием считается качественное изображение клиентов. Синего неба и каких-либо обработок фотографий ожидать не стоит.
       
          
За королевским памятником раскинулся большой парк, который оживает к вечеру. Появляются торговые палатки и приходят посетители с детьми. По праздничным дням устраиваются настоящие ярмарки. Устанавливается сцена, и проводятся грандиозные концерты. Кроме сувениров и промышленных товаров здесь продают портреты действующих политических деятелей Лаоса. Они пользуются, действительно, неплохим спросом.
       
          
  Вдоль реки стоят буддистские храмы. Среди них есть не только лаосские, но и китайские. Строительство храмов продолжается. Отправляться на набережную лучше ближе к вечеру, когда спадает дневная жара. Здесь можно не только прогуляться по берегу Меконга, но и посидеть в одном из многочисленных уютных кафе, любуясь красивым закатом.
   
 
Ват Сисакет.

  Во Вьентьяне среди обилия буддистских храмов невозможно найти ни одного древнего. Да и сам город относительно молодой. Самым старым храмовым комплексом столицы Лаоса считается Ват Сисакет. И именно поэтому так интересна его история.
       
         
  На протяжении долгих веков шли постоянные войны между королевствами бирманцев, тайцев и лаосцев. Земли меняли своих хозяев и переходили из рук в руки. Разобраться в правоте той или иной стороны сейчас, практически, невозможно. Но в эти неспокойные времена происходили довольно любопытные события. Иначе как стечением обстоятельств их не назовешь. На примере храма Сисакет можно проследить, как, казалось бы, не связанные между собой события могут переплетаться самым невероятным образом.
                   
          
  Детство лаосского короля Чао Ану прошло в Бангкоке. Там же при дворе он получил воспитание. Сам по себе факт непримечательный. Спустя годы, когда Чао Ану стал правящим королем Лаоса, недалеко от Меконга, согласно королевскому указу, был возведен храм Сисакет. Но так как указ был королевский, а король получил тайское воспитание, то и храм был спроектирован в сиамском стиле. В нем было больше черт храмов Таиланда, чем Лаоса. В этом факте тоже нет ничего необычного. Но и история на этом не закончилась.
         
          
  Через четыре года после окончания строительства храма, на территорию Лаоса вторгаются тайские войска. Вьентьян превращается в руины. Но хотя Ват Сисакет находился, практически, на границе с агрессором, вражеские воины его не трогают. Вероятно, их остановил внешний вид храма. Это и понятно. В другой стране увидеть что-то очень родное и близкое. Оно, конечно же, не может быть враждебным. Так, благодаря счастливому стечению обстоятельств, во Вьентьяне сохранился Ват Сисакет. Сегодня он является самым старым храмом в лаосской столице.
      
   После тайского вторжения в Лаос пришли французы. Не будем рассуждать о вреде или пользе колонизаций, но в тот период существование Лаоса как государства, и сохранение лаосского этноса было под большим вопросом. Именно во времена французской колонизации определились государственные границы современного Лаоса. Со своей стороны колонизаторы приложили немало сил для восстановления лаосских святынь. Так, в 1924 году был восстановлен Ват Сисакет, а через шесть лет полностью отреставрирован.




















       
          
  Сам древний храм находится на территории комплекса, обнесенный стеной. Хотя, на самом деле, это галерея, окружающая центральный двор. Попасть туда можно только в определенные часы. Сейчас храм является музеем. Ват Сисакет знаменит тем, что в нем собраны тысячи фигур Будды. Самые древние были привезены из Луангпрабанга и датируются XV-XVI веками. Многие статуи пострадали в ходе войн и набегов соседей.
       
          
  Храмовый комплекс интересен и сам по себе. На его территории находится монастырь. Фронтоны зданий украшены золотыми барельефами. В витиеватых узорах на цветочные темы кроме изображений Будды встречаются персонажи тайской мифологии – это киннари. Сказочные существа наполовину женщины, наполовину птицы. В лаосских храмах широко применяется золотая краска, придающая особое великолепие строениям. Коньки крыш украшены головами драконов.
     
          
  Вдоль стены, окружающей храмовый комплекс Сисакет стоят ступы. Они являются хранилищами урн с прахом. Можно сказать, что храм окружает кладбище. Местами ступы стоят в два ряда. Они различаются размером и убранством. Должно быть, вид ступы должен свидетельствовать о статусе умершего. Территория Вата Сисакет может показаться безлюдной. Но это обманчивое впечатление. У монахов есть излюбленные места в тени деревьев, где они занимаются самообразованием. Возможно, изучение иностранных языков не входит в обязательную программу, но тем интересней встретить монаха, занятого изучением разговорника.
          
         
  Храмовый комплекс Сисакет занимает относительно небольшую площадь. Чтобы его обойти нужно совсем немного времени. Здесь нет чего-либо поражающего воображение. Но посещение оставляет неизгладимое впечатление своей особой атмосферой. И не нужно забывать, что это самый старый храм Вьентьяна, который смог сохраниться благодаря счастливому стечению обстоятельств.
      

Сувениры Лаоса.

  Каждая страна обладает какими-то своими неповторимыми чертами. И как, порой, хочется приобрести какой-нибудь уникальный сувенир, который будет напоминать о посещенных местах. В полной мере передающий дух и традиции этой страны.
          
           
  Наверняка, туристы очень часто сталкиваются с проблемой выбора сувениров. Традиционные магнитики на холодильник, сувенирные тарелочки и прочие изделия туристического ширпотреба всем порядком надоели. В них нет той изюминки, которой обладают предметы ручной работы местных мастеров. Хочется приобрести что-то уникальное, какую-то вещь, глядя на которую можно вспоминать удивительное путешествие в другую страну. Такие сувениры не смогут заменить даже фотографии. А небольшие безделушки хранят в себе тепло рук и душу мастера.
         
     
  Интересные сувениры можно встретить, практически, везде. Для этого достаточно просто зайти на ближайший рынок. Там есть большой выбор плетеных изделий. Небольшие столики, ловушки для рыбы, корзинки для вареного риса, погремушки из высушенной тыквы. Конечно, столики и ловушки несколько громоздки для сувениров, но интересно посмотреть на плетеные изделия местных мастеров. Все эти вещи широко используются в современном Лаосе. Для сбора урожая риса большой ассортимент корзин, которые носят на спине. Популярность маленьких корзинок для вареного риса такая большая, что в них продают упаковки чая. Такой подарочный набор ориентирован на туристов.
         
          
  В Лаосе продается очень много изделий из серебра. Традиционные пояса и браслеты, лаосское холодное оружие, где ножны и рукоятка выполнены в одном стиле. Серебро, вообще, очень популярно в Лаосе, а пояса можно считать непременным аксессуаром женских костюмов. Вероятно, в память о том, что Лаос был одной из сторон Золотого треугольника, очень часто можно встретить в продаже опиумные трубки, инкрустированные серебром. Но если вы не хотите приобрести никелевую подделку, то покупки лучше делать в специализированных магазинах.
              
          
  Возможно, кому-то приглянутся ткани, выполненные в традиционном лаосском стиле. В магазинах представлен большой выбор шарфов и национальных костюмов. Но и сама ткань, является не только материалом для изготовления одежды. Нередко в домах можно встретить кусок ткани с узором под стеклом. Для таких картин и рамы соответствующие. Обычно они делаются из связанных палочек, по периметру декорированных ротангом. Получаются простые, но стильные элементы домашнего декора.
           
          
  Нельзя обойти вниманием и специализированные туристические рынки. Обычно они располагаются возле популярных достопримечательностей. Например, в окрестностях Золотой Ступы. Если отойти чуть от прилавков, заваленными ширпотребом, то можно встретить что-нибудь очень интересное. В качестве сувениров можно увидеть все что угодно. У кого-то вызовет интерес засушенный геккон с тремя хвостами. Или сформировавшийся удивительным образом камень, в форме человеческой руки, в которой лежат кучкой кристаллы другого минерала. Немного странно, но здесь можно даже встретить сдвоенный рог носорога. Загнутые клыки кабанов и змеиные зубы.
               
          
  Кто-то специализируется на изделиях из рога. На, предварительно отполированной, поверхности вырезаются какие-нибудь фигуры или сразу наносится рисунок. Мастерам достаточно иметь только один резец. Вместо молотка используют другой рог. Ловкими движениями за несколько минут на черной поверхности рога они изобразят сидящего или парящего орла. Каждое перышко которого будет тщательно прорисовано. При желании можно попросить сделать что-то под заказ.
          
           
  Ну, и, конечно же, традиционные сувениры заводского изготовления с изображениями местных достопримечательностей. Различные тарелочки и письменные наборы, подставки и магнитики. В глубине Лаоса в качестве сувениров могут быть обычные столовые ложки, отлитые из фюзеляжей самолетов, сбитых во время индокитайской войны.
  Каждый для себя в Лаосе сможет подобрать сувенир на свой вкус. Для кого-то в этой роли может оказаться чай или кофе местного производства. Кому-то придутся по душе местные алкогольные напитки. А любителям пива стоит обязательно попробовать знаменитое Beer Lao.

       

       



Возврат к списку

наши Контакты

  • (423) 244-83-55
  •  tsoivika
  •  tsoivika@alladin-club.ru
  • Россия, г.Владивосток, 
  • ул.1-ая Круговая 25а, офис 211