• Присоединяйтесь к нам:

Отчеты путешественников

Папуа Новая Гвинея 2

Вамена – столица папуасских племен.

  Колоритные фигуры в боевой раскраске, перья на голове и свиные клыки, продетые сквозь ноздри. Такое можно увидеть не везде даже на острове Папуа Новая Гвинея. Племен, живущих в дикой природе, осталось не так много. И столицей этого мира можно с полным правом считать Вамену.
        
          
  Остров Папуа Новая Гвинея принадлежит двум государствам. Одно из них непосредственно Папуа, а другое – Индонезия. Граница между ними проведена, словно, по линейке. Сразу видно, что деление происходило где-то в кабинетах, без учета местных особенностей. Наиболее колоритные племена остались на индонезийской стороне в провинции Ириан Джая. Ее столицей является город Джайпура, расположенный на побережье. Отсюда осуществляется связь с другими островами морским сообщением. Но неофициальной столицей мира папуасов считается Вамена. Этот небольшой городок затерялся где-то в джунглях, окруженных кольцом неприступных гор. Попасть туда можно только по воздуху. Наземных путей не существует. Может быть, именно этим объясняется нетронутость этого загадочного мира, наполненного легендами и страшными рассказами о кровожадных людоедах.
         
          
  Небольшой винтомоторный самолет проплывает над бескрайним зеленым морем джунглей. Местами поблескивает поверхность узких извилистых речек и озер. Нигде не видно человеческого жилья. Но это не значит, что джунгли необитаемы. Например, племена караваев живут на деревьях. Как только на их делянке заканчиваются саговые пальмы, которые служат источником пропитания, племя переходит на новое место. На деревьях живут и люди и животные. На ночь внизу ничего оставлять нельзя. Чтобы защититься от хищников и нежданных, враждебно настроенных, гостей, «жилые» деревья окружаются бамбуковыми кольями. Найти в джунглях племя, практически, невозможно. Только если папуасы сами не захотят этой встречи.
          
          
  Самолет плавно снижается и, пробежав по бетонным плитам, останавливается почти в самом конце взлетно-посадочной полосы. Небольшая беседка на краю летного поля, крытая соломой, должна обозначать зону выдачи багажа. На обычной тележке сюда привозят, выгруженные из самолета, рюкзаки, сумки и чемоданы. Сверив ваш багажный талон с ярлыком, прикрепленным на сумке, служащий выдаст ваше имущество. Всего несколько минут, и беседка пустеет.
            
          
  Ввиду того, что монополия на авиаперевозки из Сентани в Вамену принадлежит авиакомпании “Trigana”, есть некоторые особенности перелетов. Даже если у вас на руках билеты на определенный рейс, то это не дает гарантии того, что вы улетите именно в то время, которое написано на билете, да и, вообще, на этом рейсе. Поэтому не стоит удивляться тому, что даже через час после того, как должен был улететь ваш самолет, вас так и не приглашают на посадку. Вполне вероятно, что еще отправляют тех, кто не улетел вчера из-за отмены какого-нибудь рейса. Здесь, вообще, царствуют свои законы и правила.
         
        
  Удивительный городок Вамена поражает своей нелогичностью и кажущейся нереальностью. Идя по центральной улице, вы встречаете столько банков, сколько не всегда бывает в каком-нибудь активном деловом центре большого города. Для Вамены, расположенной среди диких джунглей это явный перебор. Все население долины Балием составляет около 100 тысяч человек, из которых большая часть живет вне пределов города и не носит одежду, а в самой Вамене не более 10 тысяч жителей. Довольно часто можно наблюдать картину, словно, возникшую в голове какого-нибудь писателя-фантаста с буйной фантазией. Мимо банка из стекла и бетона со спутниковыми тарелками на крыше, проходит обнаженный человек со свиными клыками, продетыми через нос и пучком деревянных стрел и луком в руках. Есть в этом что-то неестественное.
          
         
  Можно сказать, что город Вамена стоит на границе двух веков, которые разделяют тысячелетия. Наверное, именно это поражает больше всего. Стоит удалиться от города на несколько километров, как вы оказываетесь совершенно в другом мире. Там еще остался почти нетронутым каменный век. А Вамену можно считать воротами во времени.


Колоритный рынок Вамены.

  Если вы оказались в Вамене, что в Папуа Новая Гвинея, то перед вами откроется удивительный мир каменного века. Где-то здесь проходит невидимая черта, разделяющая время. За спиной остаются банки из стекла и бетона со спутниковыми тарелками на крыше, а впереди непроходимые джунгли с папуасами, вооруженными деревянными копьями и каменными топорами.
               
         
  В Вамене, конечно, есть привычные для нас магазины и небольшой рынок промышленных товаров. Продаются компьютеры и сотовые телефоны. Все как в обычном городе. Но на окраине города расположился еще один рынок. Добраться туда можно пешком или доехать на стареньком бечаке. Это такая велорикша без амортизаторов и с деревянной лавочкой. Ощущения еще те. В пути могут возникнуть сомнения, может действительно, стоило бы отправиться на этот рынок пешком. Извозчиками трудятся молодые жилистые папуасы. Они и так небольшого роста, а глядя, как они крутят педали, чувствуешь себя жестоким эксплуататором. За свою работу они берут совсем небольшую плату. За те деньги, что они зарабатывают, довезя вас из центра до рынка, не купишь даже бутылку воды. А товары, которые доставляются сюда с большой земли по воздуху, стоят недешево. Та же бутылка воды продается в три раза дороже, чем в Сентани или Джайпуре.
                    
         
  Внешне папуасский рынок мало чем отличается от обычных сельскохозяйственных. Небольшая конечная станция местных маршруток, торговые ряды с навесами и обязательный полицейский участок. Но, пожалуй, на этом сходство и заканчивается. Нет, конечно же, новые овощи здесь никто не придумал. Тот же батат и зелень, фрукты и мясо. Тем не менее, этот рынок обладает местным колоритом. Вспомните, как вы ходите по «блошиным рынкам» в надежде встретить что-нибудь, поистине, уникальное. А здесь уникальность на каждом шагу. Представьте, что вы попали на средневековый рынок.
             
           
  Разложенные на земле и циновках овощи могут показаться не очень интересными, если бы не отдельные экземпляры. Какой-то интересный фрукт метровой длины с шипастой, как у дуриана, кожурой и ярко-красной мякотью как у папайи. Его сок обладает сильным красящим свойством, и отмыть руки от его следов будет совсем непросто. Основными продуктами питания папуасов являются батат и саговая мука. Рис пользуется популярностью только у городских жителей. Большинство которых составляют приезжие индонезийцы с других островов.
         
          
  Не у каждого продавца есть весы. Но это не создает каких-либо проблем в торговле. Саговую муку заранее фасуют. Берется длинный целлофановый рукав, завязывается с одной стороны, и наполняется мукой с помощью воронки, сделанной из пластиковой бутылки. Содержимое рукава постоянно трамбуется и уплотняется. В результате, получается достаточно твердая колбаска. Жульничать у папуасов не принято. Может быть, из-за местного простодушия, а может, из-за местных нравов и традиций. Хоть официально местные власти и утверждают, что с каннибализмом здесь покончено, но люди иногда пропадают. Не исключено, что среди пропавших могут оказаться и недобросовестные продавцы.
       
          
  Основным товаром на мясном ряду является свинина. Свинья в Папуа это больше чем просто мясо. Можно сказать, что наряду с ракушками лани, это один из видов местной валюты. Поросенка можно использовать в качестве знака уважения к вождю или обменять на женщину. Свиные клыки, продетые сквозь носовую перегородку – главное украшение папуасского воина. Но, тем не менее, присмотру за свиньями большого внимания не уделяют. Животные предоставлены сами себе. Однако на цене это не сказывается. Свинина стоит очень дорого. С ней может сравниться только табак.
           
          
  Папуасский рынок можно считать одной из достопримечательностей Вамены. Вы приходите сюда, словно, на экскурсию. Но здесь есть тоже свои нюансы. Иногда за право сделать фотографию, с вас могут потребовать астрономическую сумму. Хоть и необоснованно, но очень настойчиво. Обычно такие вопросы можно решить на месте. В крайнем случае, не стесняйтесь обратиться в полицию. Власти всегда будут на вашей стороне.
     

Жизнь папуасов долины Балием.

  Долина Балием окружена кольцом неприступных гор. Отсутствие наземного сообщения с остальной частью острова позволило сохраниться самобытной культуре местных аборигенов почти в первозданном виде. Но и цивилизация начинает постепенно проникать в жизнь папуасов, создавая самые невероятные сочетания.
      
           
  Долина Балием больше похожа на каменный коридор. При длине около восьмидесяти километров ее ширина не превышает двадцати. По долине протекает одноименная река. Здесь проживают племена дани, яни и лани. Глубже в джунглях скрываются полукочевые караваи, строящие свои жилища на деревьях. Это целый мир со своими «государствами» и правителями в масштабах отдельно взятой долины. Со своей историей и традициями. Междоусобицами и военными союзами. Со своими законами и понятиями о чести и дружбе.
    
          
  В племенах соблюдается строгая иерархия. Авторитет вождя непререкаем. Может быть, именно потому некоторые племена папуасов уходят от цивилизации глубже в джунгли. Но уже намечается деление внутри папуасского общества. Молодежь постепенно перебирается в город, и уже начинает стесняться своих лесных сородичей. Считая их примитивными. Начинается процесс приобщения лесных людей к достижениям цивилизации. Необычно видеть папуаса с мобильным телефоном. Тем более, когда вы знаете, что это не переодетый и загримированный персонаж, а реальный человек, живущий в джунглях, по вековым традициям. Который до сих пор пользуется каменным топором и деревянным копьем.
      
         
  Кроме обычных поводов для междоусобиц, вроде похищения поросенка или женщины, могут появляться и новые. Например, вождю одного племени пришлась не по нраву мелодия, установленная на него в мобильном телефоне другого вождя. Можно не сомневаться, что результатом такой неосмотрительности будут пара сожженных деревень. О людских потерях можно только догадываться. Существовавший веками, а может, и тысячелетия каннибализм так и не искоренен. В Папуа есть единственная в мире полиция по расследованию случаев каннибализма. Раньше папуасские воины гордились ожерельями из засушенных частей тела своих врагов. Сейчас они стараются это не афишировать. Но люди в джунглях иногда пропадают.    
         
          
  Для нас кажутся дикими некоторые обряды своей жестокостью. У женщин, если умирает кто-то из ее семьи, отрезается фаланга пальца на руке. Нередко можно увидеть пожилую папуаску со всего одним-двумя уцелевшими пальцами. Но на домашней работе это почти никак не сказывается. Конечно, обряд жестокий, но, кто знает, что послужило его появлению. Возможно, таким способом стимулировался хороший уход за членами семьи. Папуасским женщинам до феминизма еще очень далеко. Ее статус находится где-то на самых нижних ступенях.  
      
      
  Отдельно стоит сказать об одежде папуасов, как ни парадоксально это звучит для обнаженных людей. У женщин она состоит только из травяной юбки. Шейные украшения вряд ли можно считать одеждой. Обувь папуасы не носят, и поэтому ступни у них сформировались плоскими и широкими. К женским аксессуарам можно отнести и нокен. Это такая сетка, которую женщины носят за спиной на лямке, удерживаемой, лбом. В нее можно складывать все что угодно. Иногда, кроме овощей и корнеплодов, там оказываются дети и поросята. К выбору нокена женщины подходят очень серьезно. На рынке модницы критически оценивают расцветку и размеры «хозяйственной сумки».


















           
       
  Мужская одежда состоит из катеки. Это высушенный плод местной разновидности удлиненной тыквы. У каждого племени есть свой стиль катеки. У кого-то она может быть длинной и тонкой, у кого-то замысловато закручена, а у кого-то короткой и толстой. Но по ней можно безошибочно определить принадлежность папуаса к тому или иному племени. В обычных условиях плоды тыквы такими не бывают, поэтому формирование необходимого внешнего вида происходит во время роста растения. Головные уборы тоже отличаются разнообразием. От простого венка из какой-то колючей травы, до пышного плюмажа из огромных птичьих перьев.
   При всей кажущейся примитивности папуасских племен, рассказать о них в двух словах невозможно. Это совершенно другой мир, затерявшийся где-то в глубине времен, но дошедший до наших дней почти в первозданном виде.


     
Боевой арсенал папуасов.

  Каким можно представить себе оружие каменного века? Наверняка, что-то грубо обработанное и кое-как собранное неловкими руками дикарей. Хочется верить, что рогатки, сделанные современными мальчишками, выглядят гораздо более совершенными. Но это только попытка гордиться собственной «цивилизованностью». Оружие папуасов отличается своей функциональностью и мастерством исполнения.
          
              
  Символом каменного века, конечно же, можно считать каменный топор. Как будто только он является показателем уровня развития общества. У папуасов есть два вида топоров. Один используется как боевое оружие, а другой – в повседневной жизни. С боевым все просто. Массивная дубина с закрепленным в ней обработанным куском камня. Типичный топор каменного века, который можно встретить в любом историческом музее. Бытовой топор немного интересней. Он изготавливается из куска ствола дерева с боковой веткой, которая выполняет функцию рукоятки. Стволовая часть раскалывается вдоль перпендикулярно боковой ветки. Получается своеобразное ложе под каменный элемент. Рубящая часть тщательно обработана и похожа на зубило. Камень приматывается к деревянному основанию узкой полоской ротанга. Для прочности деревянная часть топора обжигается на костре. Наклоненная рубящая часть, по отношению к рукоятке, кажется неудобной для использования. Просто мы привыкли к виду современных инструментов. На самом деле, каменный топор очень удобно ложится в руку и отличается эргономичностью.
           
             
  За всю свою историю существования папуасы так и не освоили металлургию и обработку металлов. Да и не нужны кузницы племенам, ведущим полукочевой образ жизни. В природе есть достаточно материалов, способных заменить металл. Наконечники для стрел папуасы делают из очень твердой древесины почти черного цвета. Лучшие боевые качества достигаются за счет плоской формы и множества дополнительных выточек. Вытащить такой наконечник из тела жертвы без хирургического вмешательства практически невозможно.
                    
                  
  Длинные папуасские копья, достигающие длины четырех-пяти метров, отличаются совершенством исполнения. Его можно сравнить только с наборным кием для биллиарда. Древко идеально правильной формы, словно, выточенное на токарном станке. На нем невидно ни единого сучка или неровности. К древку приматывается наконечник из твердой древесины, достигающий иногда достигающий полутораметровой длины. Все копье идеально сбалансировано и удобно ложится в руку. Технику владения копьем папуасы осваивают с детства. Очень часто можно увидеть детскую забаву, когда на землю кладется, свитое из лозы, небольшое кольцо, и с расстояния в несколько метров в него кидают короткие дротики. При всей кажущейся простоте, это довольно сложная задача.
          
          
  Папуасские ножи тоже изготавливаются из камня. Их лезвие толщиной с палец. Удивительно, как таким ножом можно что-то резать. Но, глядя на то, как папуасы ловко разделывают свиную тушу, все сомнения, что это полноценный нож, сразу исчезают. Другой разновидностью ножей являются боевые кинжалы. Их делают из трубчатых костей птицы казуари. Нередко сама лапа с пальцами, украшенными десятисантиметровыми когтями, является рукояткой кинжала. Кость стачивается наискосок и похожа на огромную иглу для инъекций. Таким кинжалом, конечно, ничего не отрежешь, но в бою он может стать страшным оружием. Изделия из казуари очень ценятся у папуасов, и подобные кинжалы могут себе позволить воины высокого статуса.
            
  
  Папуасы идеально приспособлены к жизни в живой природе. Все необходимое они находят вокруг себя и никогда не берут больше, чем им необходимо. Из подручных средств могут смастерить любое оружие или предметы быта, развести огонь за минуту при помощи двух деревяшек и многое другое. Эти люди – дети джунглей со своим сложившимся социумом. Они научились использовать дары природы себе во благо. И справедливо ли называть папуасов примитивными только за то, что они не пользуются металлом и пластмассами? Они не примитивные, они просто другие.














     
    
Папуасские традиционные промыслы.

  Вы когда-нибудь бывали в краеведческом или историческом музее? Вспомните, как затаив дыхание вы смотрели на находки каменного века. На наконечники стрел, скребки, высеченные из твердого кремня, костяные иголки и прочую утварь. Где-то в глубине души хотелось обладать какой-нибудь из этих вещиц. Оказавшись на папуасском рынке в Вамене вы, словно, побываете в одном из таких музеев под открытым небом. Здесь можно не только посмотреть и пощупать экспонаты, но и приобрести наиболее понравившуюся вещь.
      
          
  Вамена считается неофициальной столицей папуасов. Этот город находится в долине Балием, где живут многочисленные лесные племена аборигенов. Изоляция от цивилизованного мира позволила сохраниться на небольшом участке суши каменному веку. Где люди еще живут в гармонии с джунглями, не носят одежды и пользуются орудиями труда, изготовленными из дерева и камня. Как и в любом человеческом сообществе здесь также необходим обмен товарами. Вот, и приносят папуасы на рынок продукты своего труда.
      
          
  На небольшом городском рынке Вамены можно встретить удивительные вещи. Целый торговый ряд посвящен папуасским украшениям. Их изготовлением занимаются исключительно мужчины. Удивительно наблюдать, как своими заскорузлыми пальцами пожилой папуас ловко надевает маленькие черные бисеринки на тонкую леску. Как ни странно, но продолжительность жизни папуасов очень большая. Восьмидесятилетний возраст для них не предел. Но даже в таком солидном возрасте они сохраняют остроту зрения. Вы нигде не встретите папуаса в очках. Хотя дело, скорее всего, не в хорошем зрении, а потому что очки для них непривычны. Да, и позволить их себе, мало, кто может.
          
         
  Самые скромные украшения изготавливаются из свиных клыков. Судя по папуасским изделиям, традиционными цветами у них считаются желтый и черный. На шнурке из чередующихся желтых кусочков стебля какого-то растения и черных бисеринок, крепится само украшение. Это может быть просто свиной клык или обточенный кусок кости лапы птицы казуари. Более сложные изделия содержат в себе кусок черного камня с отпечатком раковины древнего аммонита. У таких украшений и вес побольше, и смотрятся солидней. Папуасские продавцы не любят и не умеют торговаться. Вероятно, это свойство характерно только для цивилизованных торговцев. Но папуасов можно понять. Если они считают, что их вложенный труд стоит определенной суммы, то зачем же отдавать за бесценок. Тем не менее, если вы начинаете предлагать меньшую цену, то продавец может обратиться к соседям, чтобы подобрать вам аналогичный товар, стоящий дешевле.
          
             
  В состав некоторых украшений входят небольшие ракушки. Их здесь называют «лани». Когда-то давно они выступали в качестве местных денежных знаков. Они и сейчас не утратили своей ценности. Конечно, не как валюта, а как украшение. Очень часто можно увидеть плетеные манишки, покрытые этими ракушками. Они показывают статус его владельца. Они могут быть совсем короткими или доходить до пояса. Есть еще один аксессуар, который часто можно увидеть на спине папуасов. Но он не встречается в свободной продаже. Это аналог манишки, но покрытый перьями. Каждое перо означает добытую дичь. Надо полагать, что каждый охотник делает для себя этот аксессуар самостоятельно.
                
           
  Одним из самых интересных рядов можно считать тот, где продаются парадные украшения. Например, головной убор с перьями райской птицы. Цена у него очень высокая, а для многих папуасов просто недоступная. Встречаются модели, дополненные высушенной птичьей головой. Ведь, недаром же райская птица изображается на гербе Ириан Джая. Если говорить о птицах, то в Папуа очень высоко ценятся изделия из казуари. Эта птица достигает роста метр восемьдесят и веса семидесяти килограмм. Она ведет ночной образ жизни и в состоянии убить человека одним ударом лапы. Ее когти остры как кинжалы.
        
         
  Достаточно совершить небольшую прогулку по местному рынку, чтобы узнать немало интересного о культуре местных аборигенов. При внешней простоте и кажущейся примитивности, это очень интересный и открытый народ. Но приход цивилизации в этот затерянный мир постепенно меняет мировоззрение папуасов.
  

Фестиваль папуасов долины Балием.

  Каждый год в августе начинается настоящее паломничество на остров Папуа Новая Гвинея. Что же привлекает туристов со всего мира в маленькую деревушку Васелимо в долине Балием? На несколько дней здесь собираются представители всех папуасских племен, проживающих на небольшом участке острова, окруженном кольцом неприступных гор.
  
             
  В долине Балием проживает около ста тысяч человек. В основном это жители небольших деревушек разбросанных по джунглям. Есть и полукочевые племена. Чтобы познакомиться с жизнью племен яни, лани и дани, нужно совершать походы на несколько дней в сопровождении проводника и охраны. Но даже при таких мерах предосторожности гарантий благополучного завершения путешествия никто не даст. Джунгли и папуасы надежно хранят свои тайны.   
      
      
  С недавних пор, в августе месяце каждый год проводится фестиваль папуасов долины Балием. Сюда съезжаются представители всех племен, чтобы в честной борьбе определить лучших. Здесь разыгрываются настоящие батальные представления, с боевыми копьями и стрелами. Удивительно, как обходится без жертв. Отбор победителей проводится в нескольких номинациях. Каждое выступление вызывает неподдельное чувство восторга. На ваших глазах проходят сцены из жизни людей совершенно другого мира. Вы, словно, переноситесь на века назад. Где люди еще живут в каменном веке, не носят одежды и обходятся только подручными материалами. 
        
          
  По краям огромного поля стоят тотемные столбы. Здесь, в преддверии предстоящего выступления, собираются воины противоборствующих сторон. Каждый тотемный столб должен изображать папуасскую деревню. В центре поля разыгрывается небольшая сценка, которая приводит к последующей войне между племенами. Женщины под охраной нескольких воинов занимаются собирательством. В это время к ним подкрадываются несколько папуасов другого племени. После внезапного нападения разбойники скрываются с захваченной женщиной. Можно считать, что война уже началась. Во всяком случае, повод уже есть. Иногда достаточно похитить поросенка или ранить воина. В реальности, для войны может найтись любой повод. Вплоть до того, что одному вождю не понравится мелодия на мобильном телефоне другого вождя.
        
          
  Пострадавшее племя на совещании возле своего тотемного столба решает идти войной на соседей. Но и противник не дремлет. Зная, что набег не останется без последствий, на передовых рубежах выставляется тревожный отряд. События развиваются в лучших традициях жанра. Племя, вышедшее войной, попадает в засаду. Пока передовой отряд сдерживает нападающих, гонец несется за подмогой. И вот, начинается сражение двух племен. Не ожидая такого мощного отпора, напавшие вынуждены отступить. Начинается преследование. В воздух взлетают копья и стрелы. Мощь боевого оружия ощущается, когда острие длинного копья уходит во влажную землю сантиметров на тридцать. Если кто-то не успеет увернуться, то у него есть шанс оказаться пронзенным насквозь.
       
          
  Почти добежав до своего тотемного столба, отступающие перестраиваются и переходя в контратаку. Теперь преследователи вынуждены отступать. Так команды несколько раз меняются ролями. В ходе сражения некоторые воины имитируют раненых или убитых. После сражения племена уносят своих пострадавших воинов. Что с поверженными делается дальше, на фестивале не показывается. В реальной жизни захваченных пленных могут и съесть. И это не шутки, а суровая жизнь папуасов. Но в честь съеденного могут сложить песню, если тот мужественно себя вел до конца.
        
           
  В обязательную программу входит разведение костра. На это уходит не более двух минут, включая и сбор сухой травы. Всего несколько мгновений энергичных движений руками, и над кучкой травы начинает виться дымок. Не каждый сможет сделать подобное даже со спичками или зажигалкой. Большой интерес вызывают свадебные церемонии с танцами всего племени. И, что удивительно, подобные танцы можно увидеть в любом конце света.
           
           
  Фестиваль в долине Балием помогает лучше познакомиться с обычаями и культурой папуасов, не подвергая себя особому риску. Кроме того, те моменты жизни, которые в реальной жизни происходят не каждый день, можно увидеть сразу в одном месте. Да и соревновательный настрой заставляет участников выкладываться в полную силу. Каждому племени хочется заслужить статус лучшего в долине Балием.





Возврат к списку

наши Контакты

  • (423) 244-83-55
  •  tsoivika
  •  tsoivika@alladin-club.ru
  • Россия, г.Владивосток, 
  • ул.1-ая Круговая 25а, офис 211