• Присоединяйтесь к нам:

Отчеты путешественников

Индонезия

Боробудур.

   Один из замечательных памятников древности. Самая большая буддистская ступа в мире. Но не только это очень интересно. Поражают масштабы постройки и техника исполнения. Повторить такое непросто и в наши дни. Боробудур продолжает хранить свои тайны.
     
     
   Точную дату постройки Боробудура не знает никто. О нем, вообще, мало что известно. В далеком XVII веке голландские колониальные экспедиции находили в джунглях искусно обработанные камни с великолепной резьбой. Сложно было представить, что в непроходимых зарослях находится гигантское сооружение. Поэтому отдельные находки не связывали со всем комплексом. И только в начале XIX века, когда была предпринята экспедиция под руководством сэра Стэнфорда Раффлза, стала понятно, что на холме стоит грандиозное сооружение. Но только к 1835 году была расчищена верхняя часть монумента. Масштабы были настолько огромны, что даже в 1882 году еще была не ясна структура целого комплекса. Однако любителей древностей это не смущало. Боробудур интенсивно разворовывался, и отдельные его элементы вывозились в разные страны. Из документальных источников известно, что только один король Сиама вывез восемь воловьих упряжек каменных элементов.
      
         
   Двадцатый век стал решающим в судьбе Боробудура. С 1907 по 1911 годы велись масштабные реставрационные работы. Удалось частично придать первоначальный вид. Но века забвения не прошли бесследно для Боробудура. Холм, на котором он стоял, размывался дождями. И, в конце концов, один угол повис в воздухе. С участием международной организации ЮНЕСКО в 1973-1984 годах были проведены полномасштабные реставрационные работы. Их объем, поистине, огромен. Было полностью разобрано все каменное сооружение, проведено укрепление холма и Боробудур собран заново. Многие элементы приходилось изготавливать в процессе реставрации. Но даже современная техника не позволяла повторить оригинальные детали.
      
         
   Загадкой было не только время строительство комплекса и то, почему люди оставили это место, но и сами применяемые технологии. В официальных источниках об этом, практически, нет упоминаний. Но достаточно взглянуть на не до конца отреставрированные фрагменты и вопросы возникнут сами по себе. При строительстве храмового комплекса Боробудур не использовался связующий раствор. Но как же такое грандиозное сооружение просуществовало более тысячи лет? В это сложно поверить. Однако факт остается фактом. Реставрационные работы продолжаются и в наши дни. Кое-где еще можно увидеть не до конца собранные фрагменты стен. Каменные блоки соединялись между собой специальными фиксирующими элементами. Они похожи на те, что сейчас применяются в столярном деле и называются «ласточкин хвост». Но, одно дело, делать это из дерева, и, совсем другое – из камня. Подобный прием можно встретить в древних сооружениях Ближнего Востока.
      
         
   Местные гиды вам охотно будут рассказывать о символизме Боробудура. О количестве барельефов на каждом уровне. Возможно, поименно назовут всех изображенных на каменных картинах. Поведают, как правильно подниматься на верхний ярус, сколько раз нужно по часовой стрелке обходить каждый уровень. Но никто не сможет рассказать, как были изготовлены километры идеально выполненных бордюров, карнизов и парапетов. Не забывайте, что оригинальное сооружение было построено более тысячи лет назад. Когда, по официальной версии, все работы производились только с помощью молотка и зубила. Стоит добавить один небольшой факт, что Боробудур состоит из двух миллионов элементов. Об объемах земляных работ при сооружении холма, на котором стоит комплекс, можно даже не говорить.
      
         
   Любой человек, посетивший Боробудур, будет до глубины души поражен величием и красотой комплекса. Для этого совсем не обязательно быть буддистом. Чувство прекрасного свойственно всем. Можно только удивляться и восхищаться мастерством древних зодчих. И надеяться, что когда-нибудь загадка Боробудура будет разгадана.
    

Прамбанан.

   Уникальный индонезийский памятник древности. Все, что мы о нем знаем, это только несколько легенд и преданий. Но, что же это на самом деле, просто храмовый комплекс или наследие высокоразвитых древних цивилизаций?
        
    
   Прамбанан находится в окрестностях индонезийского города Джокьякарты. Когда-то здесь стояли величественные храмы, но, по какой-то неизвестной причине, были покинуты людьми. Землетрясения и извержения вулкана Мерапи довершили дело. На долгие века Прамбанан был предан забвению. Джунгли поглотили его. Какие же события происходили в те далекие времена? Это нам неизвестно. Нет даже реальных данных о том, кто и как построил этот храмовый комплекс. До наших дней дошли только легенды.
    
        
   Одна из версий строительства Прамбанана звучит примерно так. В далекие времена интриг и дворцовых переворотов принц Бандунг Бондовосо попросил руки красавицы Джонгранг. Но, то ли из-за слухов, что принц убил ее отца, короля Рату Боко, то ли сам жених был не мил, принцесса решила отказать в замужестве. Чтобы соблюсти приличия, девушка поставила, как она считала, невыполнимую задачу. За одну ночь принцу нужно было возвести храм с тысячью статуями. Но любовь и нечистая сила могут творить чудеса. К исходу ночи храм был почти готов и уже стояли 999 каменных фигур. Бессонная ночь была не только у принца Бандунга. Принцесса Джонгранг увидела, что ее уловка терпит фиаско и пошла на контрмеры. Среди ночи было поднято подвластное местное население, чтобы они сложили огромные костры, имитирующие рассвет. Заставить петухов кукарекать было уже проще. Огорчению принца не было предела. Но, как же он огорчился, когда увидел за одно утро второй восход солнца. Поняв всю чудовищность обмана, он проклял красавицу Джонгранг, и она обратилась в каменную статую, став тысячной скульптурой.
      
   
   В реальность такой версии трудно поверить, но кроме нее, как ни странно, ничего больше нет. Центральный ансамбль Лара Джонгранг, реставрированный голландскими учеными с 1918 по 1953 годы, окружают целые поля каменных элементов оставшихся от, стоявших здесь же, храмов. Собрать из них оригинальные сооружения очень сложно. Мало того, что необходимо представлять исходную конструкцию, нужно еще выбрать из всей этой массы камней именно тот единственный подходящий элемент. При строительстве Прамбанана почему-то не использовались стандартизированные изделия, каждая деталь была уникальной. В этом заключалась главная сложность реставрации.




















         
         
   В наши дни почти полностью завершена реконструкция только центрального комплекса Лара Джонгранг. Интересно то, что в Прамбанане соседствуют индуистские и буддистские храмы. Комплекс буддистских храмов находится в процессе реставрационных работ. Восстановить руины путем пристройки разрушенных частей почти невозможно. Все детали настолько взаимосвязаны, что восстановить оригинальную конструкцию можно только разобрав и собрав заново. На территории комплекса Прамбанан есть небольшой музей, где представлены находки, обнаруженные здесь при проведении археологических работ. В музейном дворе под навесом выставлена экспозиция традиционных музыкальных инструментов. Есть очень интересные экспонаты.
            
         
   Вечерний Прамбанан используется как грандиозная декорация к балету Рамаяна. На закате начинает разыгрываться представление из сюжетов индийской мифологии. Большая открытая сцена и полный зрительный зал. Благодаря географическому положению Джокьякарты, сезонная смена длины ночи и дня незначительна. Поэтому круглый год начало балета приходится на одно и то же время. Можно совместить экскурсию по Прамбанану с вечерним представлением Рамаяны, и получить непередаваемую гамму эмоций.
     
          
   Экскурсия по Прамбанану может затянуться на целый день. Чтобы поддержать силы и немного отдохнуть в течение дня, на территории комплекса есть уютные кафе, где можно посидеть в тенистой прохладе. Отведать традиционную индонезийскую кухню или просто посмотреть на благородных пятнистых оленей, которые живут здесь в небольшом живом уголке.


Остров Сумба. Индонезия.

   Немного в стороне от оживленных морских путей находится небольшой индонезийский остров Сумба. Экономически развит слабо, величественных храмов нет, гостиницы на морском берегу можно пересчитать по пальцам. Только иногда можно встретить, случайно оказавшегося здесь, туриста. Может быть, это и хорошо. Уникальная местная культура сохранилась почти в первозданном состоянии.
     
          
   Удивительно, что в двадцать первом веке на нашей планете еще остались такие места. Кажется, что время здесь остановилось. Из достижений технического прогресса местные жители брали только самое необходимое. В результате, остров полон парадоксов. У многих есть мобильные телефоны, но на всю деревню электрифицированы только пара домов, строятся капитальные сооружения, но кирпич режется вручную в каменоломнях, все жители ревностные христиане, но обряд захоронения осуществляется по древним традициям. При желании можно найти еще множество подобных курьезов, но мы расскажем о другом. О том, что делает этот остров, поистине, уникальным.
       
          
   Если говорить о «визитных карточках», то на Сумбе ею является конструкция крыш. Их ни с чем не спутаешь. Высокая клиновидная центральная часть, окруженная пологой юбкой. По местным поверьям в клиновидной части обитают души предков. Даже здание аэропорта в Вайтабуле выполнено в традиционном сумбинском стиле. Это не очень оживленное воздушное направление. За день прилетает всего несколько самолетов, чтобы через час отправиться обратно. Иногда служащим аэропорта приходится перед самолетом, заходящим на посадку, прогонять с взлетного поля, случайно забредших сюда, коров. Обычный островной аэропорт, где никто никуда не спешит.
       
         
   Конечно, своеобразные крыши являются «визитной карточкой» Сумбы, но уникальность этого острова заключается в другом. Свою мировую известность Сумба получила из-за своих каменных гробниц. Уже никто из местных не помнит, откуда пошла эта традиция захоронений, но ее не смогло победить даже проповедуемое на острове христианство. К слову сказать, современные конструкции гробниц повторяют традиционные каменные. Непременным условием сооружения такого надгробия является ручная доставка огромного камня от каменоломни до места установки. Для этого приглашаются мужчины из окрестных деревень. В течение всего времени транспортировки им накрывают обильные столы. Хотя для этого действия на острове хватает подъемных и транспортных средств, но такова традиция.
      
          
   В каждой деревне кладбище из каменных «домиков» располагается на центральной площади. Вокруг нее строятся жилые дома. Считается, что души умерших остаются с живыми и защищают деревню от всех бед. Элементы отдельных гробниц весят несколько тонн. По размерам сооружения можно судить о статусе умершего. Иногда с момента смерти до похорон может пройти год и более. Самые крупные гробницы начинают превращаться в местные достопримечательности. В каждой деревне, где находится подобный объект, есть книга пожертвований. За право сфотографировать гробницу нужно оставить какую-нибудь сумму. Жесткий тариф не оговаривается и оставляется на усмотрение жертвователя. Это, скорее, как знак уважения к деревне.
      
          
   На Сумбе существует еще один обычай, связанный с погребением. Каждый уроженец острова должен быть похоронен на родине. Даже если он покинул ее много лет назад. Обычно тело доставляют самолетом, и его приезжает встречать целая процессия скорбящих родственников. Самое интересное заключается в том, что сумбинские гробницы очень похожи на дольмены Северного Кавказа и Европы. Там эти мегалиты строились во II-III тысячелетии до нашей эры. Но на Сумбе эта традиция продолжается до наших дней. Как она пришла на этот далекий остров и смогла сохраниться столько времени остается загадкой. Об этом и многом другом можно узнать, только посетив этот остров. Кто знает, сколько еще тайн скрывает эта удивительная и загадочная Сумба.


Небольшое путешествие по Сумбе.

   Удивительный остров Сумба, затерянный среди множества островов индонезийского архипелага интересен сам по себе. А если к этому добавить, что там до сих пор строятся каменные гробницы очень похожие на древние мегалиты Северного Кавказа, Европы и Южной Кореи, то это будет еще один повод посетить этот загадочный остров.
        
         
  Познание уникальной культуры Сумбы невозможно без знакомства с местными традициями и жителями этого острова. Где же лучше узнать людей, как не в деревнях. Проникающая на остров цивилизация не смогла сильно изменить местный уклад жизни. Зачастую деревни состоят всего из нескольких домов, и добраться, порой, туда совсем не просто. Но разве может это послужить преградой для настоящего путешественника.
     
         
   От главной дороги отходит неприметная тропинка куда-то в джунгли. Нет никаких указателей или информационных табличек. Но для местных жителей они и не нужны. Тропинка петляет среди густых зарослей, то поднимаясь вверх, то стремительно спускаясь вниз. Заканчивается у плотной стены бамбука. Небольшой проход на месте нескольких срубленных стволов зеленой изгороди. Естественная защита, которой бы позавидовал сам Робинзон Крузо. Вы оказываетесь в местной деревне. По традиции, в центре располагается кладбище из нескольких каменных гробниц. Вокруг него не больше десятка бамбуковых домов, крытых пальмовыми листьями. Удивительно оказаться в таком месте, где нет даже электричества.
      


         
   Желательно прийти сюда с подарками. Но даже если вы просто угостите сигаретами, то вам будут благодарны. Традиционно по всей Сумбе гостя угощают стаканом кофе. Это местный аналог «хлеба-соли». Обычно на бамбуковой веранде стелется парадная циновка. Для собравшихся мужчин выносят поднос со стаканами, наполненными ароматным напитком. Даже если кофе для вас покажется горячим, все равно возьмите стакан и поставьте рядом. Пока гость не возьмет свой кофе, никто не прикоснется к угощению. Такова традиция гостеприимства.
      
          
   В деревнях ведется натуральное хозяйство. Почти всем необходимым люди обеспечивают сами себя. Строительный материал растет в избытке повсюду. Здесь от природы берется ровно столько, сколько необходимо. Если нужно три бамбуковых ствола, то их и срубят ровно три. Почти вся деревенская утварь ручного изготовления. Даже ткацкие станки делаются без металлических крепежных деталей. Бамбук заменяет все. Ткачество – один из традиционных промыслов. В деревнях ткут полотна, которые называются икатами. Икат может быть одноцветным или с цветным орнаментом, но наибольшей популярность пользуются полотна с нитью люрекса.
      
         
   Не менее интересны и горные деревни. Но добираться туда приходится пешком. По крутому склону никакая техника не поднимется. Ни легкие мотобайки, ни машины. Здесь протекает такая же неспешная жизнь. Без электричества, газа и водоснабжения. Как люди живут в таких условиях, можно только удивляться. Дома на высоких бамбуковых столбах. О крутизне склонов можно судить по домам. Нижний дом своей высокой крышей доходит только до веранды вышестоящего дома. Но и в таких горных деревнях стоят традиционные каменные гробницы. Можно только догадываться, как тяжелые камни поднимают наверх. Возможно, сказываются годы тренировки. Ведь каждый день местным жителям приходится ходить к реке за водой. А это километр только в одну сторону. Долголетию сумбинцев можно только позавидовать. Чистейший воздух, экологически чистая пища. До глубокой старости жители горных деревень самостоятельно ходят вниз за продуктами. Но переселяться в низины никто не хочет. Здесь родина их предков.
          
            
   Неизвестно, какая религия была на Сумбе до христианства, но почти все местные жители ревностные католики. Один из первых вопросов, который вам зададут здесь, будет о вашей религиозной принадлежности. Достаточно сказать, что вы христианин, и внутренняя настороженность к чужаку будет снята.
             
        
   Конечно, для человека, привыкшего к благам цивилизации, жизнь на Сумбе покажется немного дикой и невообразимо трудной. Но для сумбинцев это обычный образ жизни. Где все живут, открыто и свято чтут законы гостеприимства.


Возврат к списку

наши Контакты

  • (423) 244-83-55
  •  tsoivika
  •  tsoivika@alladin-club.ru
  • Россия, г.Владивосток, 
  • ул.1-ая Круговая 25а, офис 211